Публичный отчет о деятельности учреждения образования

Анализ образовательного процесса ГУО "Озереченская средняя школа Клецкого района" за 2020/2021 учебный год

развернуть

Образовательный процесс в Государственном учреждении образования «Озереченская  средняя  школа  Клецкого района» в 2020/2021 учебном году был организован в соответствии с установленными Кодексом Республики Беларусь «Об образовании» основными требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, нормативными правовыми документами, рекомендованными Министерством образования  Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования, локальными нормативными документами, планом работы учреждения образования на 2020/2021 учебный год.

Организационно-педагогические мероприятия, направленные на получение учащимися образования, проводились с целью создания необходимых условий для эффективного функционирования и развития учреждения образования. Поставленные задачи коллектив школы решал через организацию учебно-воспитательного процесса, работу педагогического совета, методических объединений, социально-педагогической службы, школьного ученического самоуправления. Все запланированные мероприятия выполнены.

В 2020/2021 учебном году в учреждении образования функционировало 10 классов общей численностью 153 учащихся. Средняя наполняемость классов составила 15 учащихся. Численность учащихся школы на протяжении трёх лет отличается положительной динамикой (2018/2019 учебный год – 132 учащихся, 2019/2020 учебный год - 141). Обучение в школе было организовано в одну смену.

В 2020/2021 учебном году продолжена работа по оказанию дифференцированных образовательных услуг. Школьный компонент учреждения образования был распределен на факультативные занятия, проведение стимулирующих и поддерживающих занятий с целью углубления и коррекции знаний учащихся, на подготовку учащихся к олимпиадам. Факультативными занятиями на протяжении трёх лет охвачено 100% учащихся I-IV классов, 78 % учащихся посещали факультативы предметной направленности, 8 % - развивающие. В 2020/2021 учебном году 28% учащихся посещали факультатив «Творческая деятельность в среде программирования Scratch», в 2021/2022 учебном году планируется зачислить на данный факультатив 45% учащихся.

 На протяжении учебного года велась работа по созданию условий, необходимых для обучения учащихся: оборудованы учебные кабинеты, обновлена локальная сеть, все компьютеры подключены к сети Интернет. В электронном виде ведется документация по организации питания учащихся, проводится работа с программами

«Учёт посещаемости», «Кадры». Особое место в создании единого информационного пространства принадлежит официальному сайту (http://ozerech.kletsk-asveta.gov.by), который содержит информацию по различным направлениям деятельности учреждения образования, продолжается работа с сервисом «Электронный дневник/Электронный журнал» (платформа znaj.by). Для осуществления образовательного процесса используются: спортивный зал, актовый зал, 19 учебных кабинетов, 1 компьютерный класс, библиотека.

 Учебные кабинеты в школе оснащены необходимой мебелью, наглядно-дидактическими и методическими материалами. В учреждении образования есть пищеблок и обеденный зал на 75 посадочных мест. Горячим питанием охвачено 100% учащихся.

В целях обеспечения безопасных условий для учащихся педагогическим коллективом учреждения образования велась профилактическая работа. Руководством школы проводилось систематическое обучение педагогического коллектива и технического персонала по вопросам охраны труда, создания безопасной образовательной среды, сохранения и укрепления здоровья детей, снижения риска чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности учреждения. Организован пропускной режим, видеонаблюдение. Случаев детского травматизма в учреждении образования не зафиксировано. 

Планирование учебного процесса в учреждении осуществлялось в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования на основе типового учебного плана средней школы.

       Средний балл учебных достижений по школе по итогам 2020/2021 учебного года составил 7,4 балла (в 2018/2019 – 7,4 балла, в 2019/2020 – 7,5 балла). В I-IV классах средний балл – 7,6 балла, в V-IX классах средний балл – 7,0. Процент качества знаний по школе составил 88%, в 2019/2020 учебном году - 87%.

На высоком уровне учебный год закончили 9 учащихся (8%), на достаточном – 55 учащихся (51%), на среднем уровне 32 (29 %), на удовлетворительном - 13 (12 %). В целом итоговая аттестация учащихся показала рост качества знаний, средних баллов по предметам, а также учащихся, обучающихся на достаточном уровне. Снизился процент учащихся, которые занимаются на удовлетворительном уровне. Всеми учащимися в полном объёме освоена теоретическая и практическая части учебных программ. Более 85% учащихся 5-ых классов подтверждают свои знания, полученные на первой ступени обучения.

В 2020/2021 учебном году на ІІІ ступени общего среднего образования было организовано профильное обучение через изучение учебных предметов «Химия», «Математика» на повышенном уровне с охватом 3 учащихся, что составляет 50% от числа учащихся Х класса.

Важным показателем работы педагогического коллектива является результативность участия в предметных олимпиадах. Работа с высокомотивированными учащимися в школе строилась по нескольким направлениям:

  • дифференцированный подход на уроках
  • индивидуальная работа по подготовке к предметным олимпиадам
  • исследовательская работа
  • участие в интернет- и дистанционных олимпиадах и международных конкурсах
  • внеклассная работа

Во втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам приняли участие 5 (45,5%) учащихся школы по пяти учебным предметам. По итогам участия заняли 2 призовых места: 2-е место (учебный предмет «Химия», X класс, Белякова Мария, учитель Чалая Е.В.), 3-е место (учебный предмет «Трудовое обучение (технический труд)», Скоков Андрей, Х класс, учитель Залесовский Н.Г.). Учащаяся X класcа Белякова Мария приняла участие в третьем этапе республиканских олимпиад, в результате получила диплом IIІ степени.

В олимпиаде младших школьников «Талантливые дети» в текущем учебном году принимали участие 7 учащихся. По сравнению с прошлым годом процент выполнения заданий увеличился, учащаяся ІV класса Барашкова А. (учитель Сорокина С.В.) получила диплом ІІІ степени по учебному предмету «Русский язык».

По многим предметам в олимпиадах нет высоких результатов. Этому есть как объективные причины (частая смена и уход талантливых детей в лицеи, переезд в РФ), так и субъективные причины (отсутствие систематической работы по подготовке учащихся к предметным олимпиадам). Для получения более высоких результатов необходима индивидуальная работа учителя-предметника. Требуют разнообразия формы организационно-педагогических мероприятий по работе со способными учениками: активное участие в интернет- и дистанционных олимпиадах, турнирах, международных конкурсах.

Одним из направлений работы школы с высокомотивированными учащимися является вовлечение их в научно–исследовательскую деятельность. В этом учебном году на школьный конкурс работ исследовательского характера было представлено 12 работ, на районный - 8. Три работы приняли участие в районном конкурсе работ исследовательского характера «Дерзайте, вы талантливы». По результатам проведения районного конкурса диплом третей степени получила учащаяся Х класса Белякова Мария (учитель Кац К.С., филологическая секция), диплом третей степени учащийся Х класса Скоков Андрей (учитель Вибе М.И., эколого-природоведческая секция). Похвальным листом отмечена работа Санюковича Дмитрия (учитель Попко Т.П., естественно-математическая секция). Учащаяся V класса Ильина Таисия приняла участие в конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся учреждений образования Минской области, где получила свидетельство участника (учитель Костюкевич И.К.).

На районный этап конкурса исследовательских работ детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я исследователь» было представлено 3 работы: в номинации «Естествознание (живая природа)» - 2; в номинации «Естествознание (неживая природа)» - 1 работа. В очном этапе приняли участие 2 работы (учителя Сорокина С.В., Авдащенко М.И.). По итогам участия работа учащейся Барашковой А. была отмечена дипломом ІІ степени (учитель Сорокина С.В.).

Итоговая аттестация учащихся 2020/2021 учебного года проведена на основании нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. Выпускные экзамены на уровне общего базового образования сдавали 5 учащихся. По учебному предмету «Русский язык» на высоком и достаточном уровнях сдали экзамены 2 (40%) учащихся, на среднем уровне – 2 (40%) учащихся, на удовлетворительном – 1 (20%); по учебному предмету «Математика» на высоком и достаточном уровнях сдали экзамен 2 (40%) учащихся, на среднем уровне – 2 (40%) учащихся, на удовлетворительном – 1 (20%); по учебному предмету «Белорусский язык» на высоком и достаточном уровнях – 2 (40%) учащихся, на среднем уровне – 2 (40%), на удовлетворительном – 1 (20%). По результатам обучения на уровне общего базового образования выдано 5 свидетельств об общем базовом образовании.

В 2020/2021 учебном году педагогический процесс осуществляли 20 педагогов, из них: 3 педагога (15%) – высшей категории,11 педагогов (55%) – первой категории, 3 педагога (15%) – второй категории, 3 педагога (15%) – без категории. Динамика повышения квалификационной категории имеет тенденцию. В 2020/2021 учебном году повысила квалификационную категорию учитель начальных классов Конашкова Л.М. (на присвоение высшей квалификационной категории). Среднее специальное образование имеет 2 человека - 10%, высшее образование 18 учителей - 90%. Согласно категориям на базе ГУО «Минский областной институт развития образования» повысили свою квалификацию 2 педагога (1 педагог, состоящий в резерве на руководителя учреждений общего среднего образования (Крицук Т.В.), 1 учитель начальных классов (Сорокина С.В.). Учитель физической культуры и здоровья Цвирко Н.С. прошёл повышение квалификации в ИПК и переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма учреждения образования БГУФК по теме «Современные подходы к проведению учебных занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе».

2 педагога учреждения образования в 2020/2021 учебном году приняли участие в областной олимпиаде для педагогических работников. В результате сертификат участника дистанционной олимпиады для педагогических работников в номинации «Профессиональная компетентность педагога: учитель истории» получил Черкасов М.А., в номинации «Профессиональная компетентность педагога: учитель химии» Чалая Е.В. получила диплом ІІІ степени. Педагог-психолог Кац Кристина Сергеевна стала призёром районного конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог 2021 года» и заняла 3 место. Учитель истории Черкасов М.А. стал финалистом районного конкурса молодых педагогов «Путь в профессию». На протяжении учебного года педагоги принимали активное участие в мероприятиях различного уровня, которые проходили в дистанционной форме. По результатам участия: Крицук С.А. - 1 место в международной олимпиаде «Реdolimp» по внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс диплом участника в Республиканской интернет-олимпиаде для учителей «Современный учитель Беларуси». Цвирко Н.С., Мармузевич А.А. - сертификат участника республиканского олимпийского урока 2021 в международный день спорта на благо развития и мира. Попко Т.П. - сертификат участника в Белорусском национальном отборочном этапе V Международной Scratch-олимпиады в составе профессионально-компетентного жюри.

В 2020/2021 учебном году Почётной грамотой управления по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома награждены Дубина Т.А., Костюкевич И.К., Попко Т.П. По результатам учебного года благодарность председателя областного исполнительного комитета получила Попко Т.П.

Деятельность педагогического коллектива, направленная на совершенствование образовательного процесса, организовывалась через работу методических объединений по усовершенствованию современного урока, совместную работу учителей по формированию общеучебных умений и навыков. В 2020/2021 учебном году педагогический коллектив учреждения образования работал над методической темой «Совершенствование системы методической работы, направленной на создание условий для профессионального роста, развития творческого потенциала педагогов, обеспечивающих достижение нового качества образования через реализацию компетентностного подхода». В школе действовали четыре методических объединения: естественно-математического цикла, гуманитарного цикла, учителей начальных классов, классных руководителей. Главной задачей методических объединений являлось оказание помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам, предметные недели. В учреждении образования был обобщен опыт учителя русского языка и литературы Кичило Т.Г. по теме «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательных способностей учащихся».

В 2020/2021 учебном году в учреждении образования функционировали органы самоуправления: совет учреждения образования, попечительский совет.

Организация идеологической и воспитательной работы учреждения образования была организована согласно программе непрерывного образования детей и молодежи и направлена на создание условий для формирования высокоинтеллектуальной и культурной личности с активной гражданской позицией.

Цель воспитательной и идеологической работы – формирование и развитие социально мобильной, идейно устойчивой, морально и физически здоровой личности, востребованной в современном обществе, через тесное сотрудничество школы, семьи, социума.

Реализация задач воспитания осуществлялась с помощью воспитательных мероприятий, классных и информационных часов, уроков, а также посещения занятий объединений по интересам, спортивных секций, через участие в областных и районных конкурсах. По итогам участия в копилке учреждения образования: Сухорукова Е. - победитель районного конкурса детского творчества «Защитником Родины быть я готов!», диплом I степени в районном конкурсе чтецов «Живая классика», Попко Е., Федосеева А. - победители конкурса «Спасатели глазами детей», диплом ІІІ степени областного этапа республиканской выставки-конкурса “Калядная зорка”, 1 место в конкурсе «Пасха глазами детей».

Согласно статистическим данным в 2020/2021 учебном году охват учащихся ОО «БРСМ» - 36%, ОО «БРПО» – 56%. Члены общественных объединений школы являлись инициаторами и участниками гражданско-патриотических акций и операций, участвовали в творческих конкурсах и спортивных состязаниях.

На протяжении всего учебного года учреждение образования активно работало в направлении формирования здорового образа жизни. Воспитательные мероприятия содействовали формированию положительных установок здорового образа жизни, усовершенствованию физических умений и навыков, освоению основных способов и методов сохранения здоровья. Каждая вторая суббота месяца в рамках мероприятий 6-го школьного дня  была отведена Дню здоровья. Игра-путешествие «По ступенькам к здоровью», интеллектуальная игра «Я выбираю здоровье», вечерняя игровая программа «Молодежь за здоровый образ жизни», квест «Молодежь выбирает ЗОЖ», викторина «Здоров будешь-всё добудешь», день здоровья «Весенние забеги» способствовали формированию ценного отношения к самому главному богатству человечества – здоровью. В данном направлении в копилке школы диплом І степени в районных соревнованиях по настольному теннису в спартакиаде школьников Клецкого района в группе “А”, 3-е место в районном этапе Республиканской спортивно-патриотической игры «Зарничка» среди членов ОО «БРПО».

Создание безопасных условий образовательного процесса и проблемы охраны здоровья учащихся, профилактика травматизма находили место в повседневной деятельности учреждения образования. На начало учебного года учащиеся приняли активное участие в акции “В центре внимания – дети!”. Классными руководителями совместно с сотрудниками отдела по чрезвычайным ситуациям в/ч – п/п 03522  проводились профилактические мероприятия, неделя безопасности дорожного движения, акции в конце каждой учебной четверти “Безопасные каникулы”. Учащиеся являлись активными участниками и призерами ежегодного смотра-конкурса детского творчества  «Спасатели глазами детей».

Учащиеся учреждения образования посещали объединения по интересам ГУДО “Клецкий ЦДТ”, ДЮСШ, Клецкого ФОК, Барановичской спортивной школы, Клецкой ДШИ, Дома офицеров п. Озеречье. Общее количество учащихся, которые охвачены в свободное от уроков время – 132 (87 %).

На протяжении 2020/2021 учебного года были организованы экскурсионные поездки с посещением историко-культурного комплекса «Линия Сталина», мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», Мирского и Несвижского замков.

В учреждении образования работает служба СППС, одним из приоритетных направлений которой является помощь родителям, детям и учителям. Помощь психолога на протяжении учебного года получили классные руководители I и V классов (психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся в школе), Х класса (рекомендации по сплочению коллектива). На обеспечение и защиту прав ребенка была направлена работа педагога социального. На протяжении года было организовано проведение единых дней профилактики (каждый третий четверг месяца), Недель правовых знаний, в рамках которых были организованы встречи с сотрудниками ИДН Клецкого РОВД, тематические классные часы, профилактические беседы об уголовных и административных правонарушениях. С целью профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия, осуществления социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации специалистами СППС совместно с классными руководителями было организовано регулярное посещение семей учащихся. По итогам обследования жилищно-бытовых условий выявлено, что 27 учащихся проживают в многодетных семьях, 4 – в неполных. На протяжении трёх лет в учреждении образования отсутствуют семьи, находящиеся в социально опасном положении.

С целью социализации учащихся, их морального и творческого развития в учреждении образования образована система школьного самоуправления.

Работа с родителями занимала в воспитательной системе школы значительное место. Кроме классных родительских собраний было организовано проведение руководством школы 3 общешкольных родительских собраний. Вся система способствовала улучшению микроклимата в школе, решению повседневных проблем.

Целью финансово-хозяйственной деятельности учреждения образования в 2020/2021 учебном году являлось укрепление материально-технической базы для качественной реализации образовательных и воспитательных задач. Учащимися, родителями и педагогами школы было собрано 4201 кг макулатуры. Платных образовательных услуг оказано на одного учащегося на сумму 7 рублей 18 копеек. Собственными силами был проведён ремонт санузлов начальной школы. Расходы денежных средств со спецсчета были направлены на проведение ремонтных работ, укрепление материально – технической базы школы, покупку спортинвентаря. В 2020/2021 учебном году были закуплены комплект стендов, наглядность для начальной школы, литература в школьную библиотеку, проводилось обслуживание компьютерной техники (ремонт, заправка), закупка строительных материалов с целью проведения ремонта в школе. В плане до конца 2021 года приобрести телевизор. Прогнозные показатели по внебюджетной деятельности за 2020 год выполнены.

В 2020/2021 учебном году были созданы необходимые условия для организации образовательного процесса. Педагогический коллектив школы работал над внедрением современных педагогических технологий в образовательный процесс. Методическая работа являлась составной частью единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их квалификации. В учреждении образования проводилась определенная работа, направленная на идейное и гражданское и патриотическое становление личности учащихся через включение в социально-значимую деятельность.

Работа педагогического коллектива в 2021/2022 учебном году будет направлена на: создание оптимальных условий, обеспечивающих повышение качества образования через увеличение количества предметов, изучаемых на повышенном уровне, работу факультативных занятий, реализацию профильного обучения учащихся на III ступени общего среднего образования

Задачи на 2021/2022 учебный год:

1.Обеспечивать качество образования через применение современных средств коммуникации, образовательных Интернет-ресурсов при проведении учебных занятий, расширение вариативности форм образования за счет увеличения количества предметов, изучаемых на повышенном уровне, повышение эффективности обучения в профильном классе на III ступени общего среднего образования

2.Создавать условия для выявления, развития и поддержки высокомотивированных учащихся через организацию факультативных и стимулирующих занятий.

3.Продолжить работу по созданию условий, направленных на формирование активной жизненной позиции учащихся через совершенствование работы по идеологическому, гражданскому и патриотическому воспитанию, формирование лидерских качеств посредством реализации проекта «Школа активного гражданина»

4.Повышать профессиональную компетентность педагогов через систему непрерывного повышения квалификации, реализацию эффективных форм и методов педагогического сопровождения

5.Укреплять материально-техническую базу, информационное пространство школы, методическое обеспечение обучения через активизацию работы по развитию внебюджетной деятельности.

Скачать документ

свернуть