Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Клецкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Озереченская средняя школа Клецкого района»
1. Министерства образования Республики Беларусь: edu.gov.by;
2. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь:www.mintrud.gov.by;
3. Национального института образования: www.adu.by;
4. Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;
5. Республиканского института профессионального образования:www.ripo.unibel.by;
6. Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;
7. РЦПОМ:http://bor-sch.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=12811 ;
8. Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;
9. Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by; учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона.
10. Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приёма, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by.
11. YuoTub-канал "Твое профессиональное образование": https://www.youtube.com/channel/UCyoI_3c0BbAyLHMXzG8TaTw
В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.
МЕРОПРИЯТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ГРАЖДАН январь – март
НА ОСНОВЕ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫБИРАЙ СВОЕ БУДУЩЕЕ УЖЕ СЕЙЧАС! ГУО «ЖОДИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»
Об обучении в рамках
международных договоров
В целях реализации международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере образования с иностранными государствами Министерство образования информирует о наличии возможности обучения граждан Республики Беларусь в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в сфере высшего и послевузовского образования от 31.05.2013.
Таджикская сторона предоставляет для обучения в 2024/2025 учебном году возможности получения общего высшего образования по специальностям:
Код 1-54010-04 «Метрология, стандартизация и сертификация» - 1чел. (Таджикский национальный университет);
Код 1-790101 «Лечебное дело» - 1 чел. (Таджикский государственный медицинский университет им.Абуали ибн Сино);
Код 1-370205 «Строительство железных дорог» - 1чел. (Таджикский технический университет имени академика М.Осими);
Код 1-740206-2501 «Технология хранения и переработки сельскохозяйственной продукции-эконмика-менеджмент» - 1чел. (Таджикский аграрный университет им.Ш.Шахтемур);
Код 1-210601-02 «Современные иностранные языки (перевод, китайский язык)».
свернуть
Объясняем нюансы откорректированных правил поступления в вузы и колледжи
Президент подписал указ, корректирующий Правила приема лиц для получения высшего и среднего специального образования. Теперь у абитуриентов появляется еще больше возможностей.
График ЦТ и ЦЭ
Меняются сроки регистрации на централизованное тестирование – с 9 по 22 апреля. Подходы для выпускников этого года и прошлых лет унифицированы, чтобы каждый находился в равных условиях, поэтому ЦЭ и ЦТ проведут в единые сроки. 27 мая пройдет первый экзамен по предмету на выбор – ЦЭ и ЦТ. 30 мая – ЦЭ и ЦТ по белорусскому или русскому языку, 3 июня – ЦТ для тех, кто планирует поступление в вузы.
Бонусы для одаренных и мотивированных
Медалисты
Абитуриенты, имеющие золотую (серебряную) медаль или диплом о среднем специальном или профессионально-техническом образовании с отличием, поступают без вступительных испытаний в региональные вузы. Им нужно будет сдать только ЦЭ за школьный курс.
А это значит, что уже сейчас можно в спокойном режиме выбирать желаемый университет и специальность. Единственное, они не смогут поступить на медицинские специальности, «международные отношения», «международное право», «правоведение», «экономическое право», «государственное управление и право», «востоковедение», а также направления, дисциплинами профильных испытаний которых являются «Творчество», «Физическая культура и спорт».
Что касается столичных учреждений высшего образования, то без экзаменов медалисты смогут поступать на наиболее востребованные экономикой специальности, перечень которых после утверждения будет опубликован на сайтах Министерства образования и вузов. Также расширяется перечень специальностей для поступления без вступительных испытаний для выпускников Национального детского технопарка при наличии рекомендации наблюдательного совета данного учреждения образования.
Целевики
Для абитуриентов-целевиков вводят нижний порог среднего балла аттестата не ниже 7. Но если вы поступаете на наиболее востребованные экономикой специальности, то все остается по-прежнему (ограничений по минимальному баллу аттестата нет).
Появляется возможность поступления абитуриентов на условиях целевой подготовки по конкурсу среди отдельных организаций-заказчиков, обеспечивших конкурс на место, если конкурс по специальности в целом не состоялся. Это значит, что добросовестные заказчики кадров в обязательном порядке будут обеспечены выпускниками-целевиками вне зависимости от того, как проведут профориентационную работу по подбору абитуриентов на условиях целевой подготовки другие организации.
Выпускники профильных классов
Правительство наделяется полномочиями на определение перечней профильных классов и специальностей, на которые могут поступать выпускники классов по собеседованию, без вступительных испытаний.
Расширяются возможности для поступления в специализированные вузы выпускников профильных классов военно-патриотической направленности и военно-патриотических клубов.
КСТАТИ
Сохранены следующие важные нормы:
Источник: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2024/january/76465/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
свернутьОбобщение опыта работы педагога-психолога по оказанию психологической помощи участникам образовательного процесса в рамках профориентационного сопровождения
«Правильный выбор профессии – залог успеха в будущем»
Сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние на него оказывают стремительное развитие науки и техники, растущая интенсивность информационного потока. Представления выпускников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в стране. Сейчас не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. Поэтому, особое внимание следует уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно – нравственной ориентации.
Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: Для осуществления эффективной реализации профориентационной работы в школе предусмотрено 4 основных этапа:
1-4 классы: формирование у уч-ся начальной школы ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; включение в практику различные виды деятельности, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
5-7 классы: развитие познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. 8-9 классы: профконсультирование, с целью выявления и формирования принятия решения о выборе профиля обучения; коррекция профессионального планирования;
10-11 классы: профессиональное самоопределение, углубленное изучение тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности, формирование профессионально-важных качеств в избранном виде деятельности, оценка и коррекция профессиональных планов.
1) Просветительские, информационно-справочные методы:
* Справочная литература (печатные издания; информационно-поисковые системы: электронные, бланковые картотеки);
* Экскурсии на предприятия и в учебные заведения; *Ярмарки профессий;
* Профориентационные уроки - как система занятий, а не отдельные мероприятия (где будут демонстрировать учебные фильмы и видеофильмы по профориентации; организованы встречи со специалистами);
2) Метод профессиональной психодиагностики;
* Тесты на профессиональное самоопределение;
* Опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники;
*Психофизиологическое обследование - для тех, кто выбирает профессию с особыми условиями труда;
* Профессиональные пробы в учебном процессе;
* Игры, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности.
*Беседы-интервью закрытые и открытые; * Метод наблюдения.
3) Метод психологической морально-эмоциональной поддержки;
*Психологические тренинги.
*«Праздник труда» (демонстрация престижности профессии).
*Мотивационные выступления, с успешными примерами самоопределения.
4) Метод конкретизации выбора и принятии решения.
*Разработка системы различных вариантов последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив.
Информирование учащихся через различные формы профориентационной работы (экскурсии, беседы, классные часы, круглые столы) о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля.
Побуждение учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил, для определения своих склонностей и способностей. В школе используются различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся (кружки, факультативы, прикладные и элективные курсы, ремонтные бригады)
Изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендации.
Основные направления профориентации в нашей школе:
Формы работы
Профессиональное просвещение
Информационные листки, буклеты, классные часы, экскурсии на предприятия, встречи со специалистами разных профессий, работа со справочниками с описанием профессий (специальностей), их особенностей, ознакомление с профессиональными стандартами, справочниками для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости, информирующие о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Проведение в ОУ системной профпропаганды (КВНы, конкурсы, фестивали и др.), способствующей формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость
Профессиональная диагностика
Наблюдения, анкеты, опросники, традиционные и модифицированные методики по самоопределению учащихся и выявлению у них потребностей, интересов, склонностей
Профессиональная консультация (групповая и индивидуальная)
Консультации, оказывающие непосредственную помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности и результатов диагностических исследований, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии и личностными особенностями школьника, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора.
Развивающая работа для учащихся старших классов, построенная на принципе сотрудничества, цель которой - активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.
Первоначально диагностический инструментарий выявляет уровень профориентированности учащихся. Для этих целей я использую: «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова», «Карта интересов модифицированный вариант методики, разработанной А.Е. Голомштоком». На этом этапе профдиагностика помогает выявить профессиональную направленность учащихся через изучение его интересов, склонностей, эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.
Дифференциально-диагностический опросник провожу с учащимися 8-х классов, чтобы дать возможность им серьезнее задуматься о предстоящем выборе, все ли они знают о мире профессий. На данном этапе помимо полученных результатов, которые помогают сориентировать учащихся к конкретной сфере профессиональной деятельности, у детей возникает живой интерес к выбору профессий, какие группы профессий относятся к сферам профессиональной деятельности. После получения результатов вместе с детьми мы обсуждаем какие профессии можно отнести к пяти сферам профессиональной деятельности: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ. Далее с учащимися проводится лекция «Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека». Такая же работа проводится и с учащимися 9-х классов. По результатам диагностики можно проследить, как меняются профессиональные предпочтения учащихся в течение года с 8 по 9 класс.
В 9-х классах проводится так же профдиагностика «Карта интересов» модифицированный вариант методики, разработанной А.Е. Голомштоком. Данная диагностика, в отличие от первой, помогает выявить склонности учащихся к конкретной профессии. После чего ребята сопоставляют результаты по двум диагностикам и делаются выводы.
Следующий этап «Мониторинговое исследование профессиональных намерений учащихся» в 9-х, 11-х классах. Данная диагностика помогает выявит намерения учащегося, факторы влияющие на выбор профессии, что или кто оказал влияние на выбор будущей профессии.
По результатам диагностики ребята получают групповую консультацию, я поясняю детям, у кого профессиональные предпочтения достаточно сформированы, а у кого слабо выражены. Учащиеся со слабосформированными профессиональными предпочтениями приглашаются на индивидуальную работу, где с ними проводится углубленная профдиагностика и профконсультирование. Профконсультацию могут получить родители учащихся и педагоги.
Так же в течении года с учащимися 8-х, 9-х, 11-х классов проводятся: профориентационные игры «ПрофильПлюс 2.0», «Проффорсайт», «Город мастеров», классные часы с профориентационной направленностью и т.д.
Главная моя задача в профориентационной работе помочь учащимся выбрать профессию по душе и заниматься тем, что нравится и интересно.
Реализуя себя в профессиональной деятельности, занимаясь своим делом, человек живет в гармонии со своим «я» и стремится к дальнейшему личностному росту и самосовершенствованию. Большую часть жизни мы так или иначе проводим на работе, и те люди, которые нашли себя, свое место в трудовой деятельности, счастливы и во всех остальных сферах социума
свернуть