Допрофильное обучение

Организация допрофильного обучения

развернуть

Организация допрофильного обучения,

в 2024/2025 учебном году

Класс

Предмет на повышенном уровне

Кол-во учащихся

Учителя

9

Химия

(3 часа),

 

отдельная допрофильная группа

3

Чалая Елена Васильевна,

высшая

кв.категор

8

Математика

( дополнительно 1 час)

5

Слободян Марина Анатольевна,

2 к/к

8

Английский язык

 (4 часа)

отдельная допрофильная группа

6

Калинина Надежда Викторовна,

2 к/к

свернуть

Допрофильная подготовка – основа профессионального самоопределения учащихся

развернуть

Допрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, содействующая самоопределению учащихся относительно избираемых ими профилирующих направлений деятельности. Она рассматривается как система специализированной подготовки учащихся VII-IX классов, апробации нового содержания и форм организации образовательного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.

Допрофильная подготовка – это первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся.  Ее цель в определенной степени противоположна цели профильного обучения -  не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в какой-либо области познавательной деятельности, а выявление ее интересов, склонностей, формирование представлений о характере труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них. Поэтому на данном этапе важны системная работа всех субъектов образовательного процесса, их взаимодействие, четкость и согласованность организационной, педагогической, психолого-педагогической и информационной деятельности по сопровождению учащихся.

Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т. е. первого профессионального выбора, – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы для учащихся он был действительно самостоятельным, осознанным и независимым, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что учащиеся должны быть психологически подготовленны к этому. Отсутствие у них элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать эффективному профессиональному самоопределению в процессе определения профиля обучения, а в будущем – профессии. Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. Главным условием успешности данной работы выступают полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.

В связи с этим целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения становится оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение способствует актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Приоритетными задачами здесь являются:

  • выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения;
  • оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;
  • развитие спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего направления образования, путей получения профессии;
  • оказание психолого-педагогической и методической помощи педагогическим работникам и родителям учащихся в вопросах организации и осуществления допрофильной подготовки;
  • отслеживание и корректировка (при необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;
  • формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.

Исходя из цели и задач, определяют направления допрофильной подготовки, включающие:

  1. развитие у учащихся представлений об образе своего «Я», о мире профессий и современном рынке труда;
  2. приобретение учащимися практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
  3. обеспечение успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения допрофильной подготовки учащихся, важную роль в которой играют факультативные занятия как один из видов дифференциации обучения.

Информационное педагогическое сопровождение представляет процесс информирования учащихся по вопросам возможного выбора ими профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или ином профиле, а также направлений продолжения обучения в системе профессионально-технического или среднего специального образования. Информационная работа предполагает организованное знакомство учащихся с профессионально-образовательной картой региона, профессионально важными качествами будущего работника, процессом  и условиями принятия профессионального решения; с региональными профессионально-техническими лицеями, колледжами в целях возможного продолжения образования после окончания базовой школы; изучение  условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ; посещение  дней открытых дверей и др.

Профориентационная работа направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, определении путей дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся, в первую очередь IX классов, консультирование, организация «пробы сил» – все эти виды деятельности направлены на оказание им психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных классах на III ступени в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического или среднего специального образования.

Значимость профильной ориентации заключается в том, что она:

  • способствует принятию учащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;
  • оказывает помощь обучающемуся в психологической адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка труда. Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея опережающего профконсультирования, то есть с учетом не только того, что есть сейчас, но и возможных будущих изменений в обществе;
  • развивает способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации, адаптироваться в реальном мире, совершать верный профессиональный и жизненный выбор, способствует формированию так называемого действенного социального оптимизма, т.е. стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации.

Целесообразно, начиная с VII класса, проводить с учащимися системную профориентационную работу, которая окажет им помощь в профессиональном и личностном самоопределении. Ведущую роль в профориентационной подготовке учащихся играет психологическая служба учреждения общего среднего образования. Данный подход основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профиля обучения учащимся во многом определяются особенностями социально-психологического развития личности ребенка.

Психологическое сопровождение  учащихся в ходе  допрофильной подготовки включает: проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и  ограничений в выборе ими дальнейшей  сферы деятельности; обработку и анализ результатов психодиагностики; осуществление  «обратной связи» на основе  анализов результатов диагностики, составление и реализацию индивидуальных  коррекционных программ (при необходимости);  выявление и индивидуальное  консультирование детей с несформированными профессиональными интересами.

Неотъемлемая составляющая допрофильной подготовки – организация и проведение факультативных занятий, которые предназначены для расширения общего кругозора учащихся, формирования их личностных качеств, развития творческого потенциала и направлены на удовлетворение запросов и интересов обучающихся.

Логическим продолжением допрофильной подготовки учащихся является профильное обучение.

Профильное обучение – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать потребности и способности учащихся, создавая возможности для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями на продолжение образования. Оно создает предпосылки для реализации личностно ориентированного образовательного процесса. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной предметной области.

В процессе профильного обучения у учащихся формируются такие профессиональные качества личности, как системное творческое мышление, способность к критической оценке и самооценке, рефлексия, мотивация учения; социально значимые личностные качества (патриотизм, гражданская ответственность, трудолюбие); информационная и коммуникативная культура, культура предпринимательства.

Качество профильного обучения учащихся во многом определяется его психолого-педагогическим сопровождением.

Цель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения – выявление, развитие и реализация профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е. профессионально значимых качеств личности, ключевых квалификаций, компетенций, профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, а также профессионально-этических норм, которые будут определять эффективность их профессиональной жизнедеятельности.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения профильного обучения учащихся:

  • осуществление мониторинга интересов, склонностей, образовательных потребностей, учащихся III ступени общего среднего образования;
  • реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления учащимся возможностей построения индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов;
  • расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;
  • формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда;
  • повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования.

В русле гуманистического подхода психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения должно соответствовать ряду требований:

  1. следовать за естественным развитием личности учащегося;
  2. обеспечивать условия для самостоятельного творческого освоения учащимися системы отношений с миром и самим собой;
  3. обеспечивать в рамках объективно данной учащемуся социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

Особенность профильного обучения такова, что оно предполагает наличие широкого спектра индивидуальных образовательных программ для более полного удовлетворения интересов, способностей и склонностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям современного рынка труда. С этой целью необходимо максимально использовать возможности не только данного учреждения общего среднего образования, но и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, подключать к данной работе специалистов разных профессий, родительскую общественность, государственных служащих. Такая системная совместная деятельность призвана обеспечить успех в решении тех задач, которые являются приоритетными для профильной школы.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения профильного обучения являются:

  • психологическая диагностика учащихся, направленная, в первую очередь, на выявление уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; она определяет характер ожиданий учащимися помощи специалистов и их поддержки в профессиональном самоопределении;
  • консультационная работа с педагогами и родителями, которая призвана оказать им содействие в определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися трудностей в их профессиональном определении, скорректировать субъект – субъективные отношения в процессе решения учащимися вопросов выбора;
  • методическая работа, направленная на оказание действенной помощи педагогическим работникам со стороны директора, его заместителей, методической службы, опытных коллег в вопросах профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;
  • профилактическая работа, осуществляемая педагогом-психологом и педагогом социальным и направленная, прежде всего, на оказание поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;
  • коррекционно-развивающая работа, которая проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и призвана развивать их профессиональные интересы на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности;
  • аналитическая работа, направленная на изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; на оценку эффективности и коррекцию данного вида совместной деятельности.

Процесс психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки  и профильного обучения ориентирован на становление уникальности  личности каждого учащегося, приоритеты личностного развития (когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личностных качеств ребенка), непрерывность, автономность и мультидисциплинарность, позволяющие осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов  (учителя, педагога-психолога, педагога социального, учителя, который выполняет обязанности классного руководителя, воспитателя и др.).

Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится повышение уровня осознанности профессионального самоопределения учащихся, а также сформированность у них психологических умений, личностных качеств, необходимых для успешного саморазвития как труженика и гражданина своей страны.

В процессе психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся важным является реализация принципов системности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит избежать фрагментарности проводимой работы, дублирования ее видов и форм.

Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения:

  • владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;
  • разрабатывает и реализует индивидуальный профессиональный маршрут (занимается самообразованием) с учетом организации допрофильного обучения и профильной подготовки учащихся;
  • осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;
  • проектирует образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и поддержание творческого начала в деятельности учащихся, развитие навыков исследовательской деятельности;
  • определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля;
  • оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
  • использует многообразие видов и форм совместной с учащимися деятельности, электронные образовательные ресурсы в процессе преподавания учебного предмета;
  • осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их социально значимых личностных качеств;
  • осуществляет мониторинг личностного развития учащихся, прогнозирование трудностей, определение их причин и путей исправления (упреждающий мониторинг);
  • содействует средствами учебного предмета профессиональному самоопределению учащихся, поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;
  • развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных видах деятельности, в частности в освоении содержания предмета на повышенном уровне.

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя, в первую  очередь призван обеспечить взаимодействие директора учреждения образования  и его заместителей, педагогов-предметников, педагога-психолога, социального педагога, родителей учащихся по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. данная система включает просвещение, консультирование, коррекцию, профилактическую работу и  охватывает всех субъектов образовательных отношений.

Работая с классным коллективом и каждым учащимся, классный руководитель:

  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;
  • выявляет интересы, склонности, образовательные запросы учащихся; определяет направления образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
  • оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся с целью его успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и профильного обучения;
  • устанавливает атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;
  • проводит мониторинг по изучению и выявлению образовательных запросов учащихся;
  • формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к образовательной деятельности (учит эффективным приемам учебной деятельности; поощряет успехи учащихся; оказывает помощь в адекватном применении каждым из них своих индивидуальных возможностей, в выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в различных видах внеучебной предметной деятельности; создает условия для развития познавательных интересов и нравственных ценностей);
  • развивает у обучающихся навыки общения;
  • проводит системную работу по профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных профессий; посещение учебных заведений региона, выставок; тематические конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);
  • содействует получению учащимися дополнительного образования посредством вовлечения их в систему кружковой работы (клубы, секции, объединения), организуемую как в учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;
  • осуществляет диагностику и оценку готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности;
  • проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с выбором профиля обучения;
  • ведет карту личностного развития учащихся.

Работа классного руководителя с педагогами, преподающими учебные предметы в данном классе, включает:

  • проведение индивидуальных консультаций с педагогами по вопросам успешности учащихся в овладении содержанием учебных предметов;
  • оказание педагогам помощи в изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей;
  • вовлечение педагогов в проведение совместных внеучебных тематических мероприятий.

Работа с родителями учащихся направлена на:

  • организацию родительского лектория;
  • проведение тематических классных родительских собраний, на которых рассматриваются вопросы особенностей организации допрофильной подготовки учащихся и профильного обучения, значимости взаимодействия учреждения образования и семьи в выборе ребенком профессиональной траектории; осуществляется знакомство с образовательной картой региона, республики, перспективными профессиями и др.;
  • налаживание и поддержание связи семьи и учреждения образования не только в целях координации образовательного процесса, но и в профориентационных целях;
  • организацию и проведение совместных тематических профориентационных мероприятий с учащимися и их родителями;
  • привлечение к профориентационной работе родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности;
  • осуществление индивидуального консультирования родителей по вопросам личностного развития учащихся, коррекции взаимоотношений в системе «родитель – ребенок», поддержания и развития у учащихся профессиональных интересов. 
свернуть