Выпускнику 2024

О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания

развернуть
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 14 августа 2023 г. № 263 "О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых" >смотреть>
 
ЦЭ-2024 ГОДА (ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ №263)
27.05.24 (В ПОНЕДЕЛЬНИК), 
30.05.24 (В ЧЕТВЕРГ) 

В частности документом установлено, что в 2023/2024 учебном году итоговые школьные экзамены пройдут в следующие сроки.

У 9-классников:

Безымянный

 У 11-классников экзамены будут проводиться в форме централизованного экзамена (ЦЭ).

1. ЦЭ-2024г. по профильному предмету (физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению), который каждый выпускник сможет выбрать сам, на свое усмотрение, пройдет в следующие сроки:

  • основной день – 27 мая 2024 г. понедельник);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 19 августа 2024 г.

2. ЦЭ-2024 по белорусскому или русскому языку (на выбор учащегося) пройдет в следующие сроки:

  • основной день – 30 мая 2024 г. (четверг);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 21 августа 2024 г.
свернуть

Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

развернуть

План мероприятий по организованному окончанию 2023/2024 учебного года, подготовке и проведению выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования

развернуть

План мероприятий

 по организованному окончанию 2023/2024 учебного года,

подготовке и проведению выпускных экзаменов по завершении обучения    и воспитания на  II ступени общего среднего образования

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Организационные мероприятия

1

Составление графика консультаций для учащихся по завершении обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования

Январь, май

Попко Т.П.

2

Оформление тематических выставок в кабинетах, библиотеке «Готовимся к экзаменам»

Март, май

Учителя-предметники, библиотекарь

3

Оформление стенда «Экзамены», «Выпускнику»

Апрель

Попко Т.П.

4

Проверка экзаменационных материалов (по необходимости)

Май

Дубина Т.А.

5

Размещение информации на сайте школы по подготовке и проведению экзаменов по завершении обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования

Январь – май

Попко Т.П.

6

Проверка классных журналов:

- работа педагогов по организации повторения пройденного материала;

- выполнение учебных программ, своевременность и объективность выставления итоговых отметок

Январь -

июнь

Попко Т.П.

7

Оформление документов для освобождения учащихся от выпускных экзаменов 

До 13.05

Дубина Т.А.

8

Составление и утверждение расписания выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования

До 15.05

Попко Т.П.

9

Составление и утверждение состава экзаменационных комиссий для приёма выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на ступени общего среднего образования

До 15.05

Дубина Т.А.

10

Подготовка папок с экзаменационной документацией

Май

Попко Т.П.

11

Составление графика дежурства учителей во время выпускных экзаменов

До 25.05

Попко Т.П.

12

Издание приказа «О допуске учащихся IХ класса к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования»

25.05

Дубина Т.А.

13

Выполнение санитарно-гигиенических требований при организации и проведении экзаменов

01.06-10.06.

 2024

Дубина Т.А.

14

Издание приказа «О создании комиссии по выписке документов об образовании»

До 20.05.2024

Дубина Т.А.

15

Издание приказа «О выдаче свидетельств об общем базовом образовании, свидетельств об общем базовом образовании с отличием и отчислении в связи с получением общего базового образования»

По окончании  выпускных  экзаменов

Дубина Т.А.

16

Обеспечение письменными принадлежностями для проведения экзаменов, TВ, билетами, организация питьевого режима

Май

Костюкевич И.К.,

Дубина Т.А.

Работа с педагогическими кадрами

1

Организация повторения в выпускных классах

Январь - Май

Попко Т.П.

2

Заседание педагогического совета «О нормативном правовом обеспечении организации и проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования»

Апрель

Дубина Т.А., Попко Т.П.

3

Заседание педагогического совета «О представлении к освобождению от выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования»

Май

Дубина Т.А., Попко Т.П.

4

Ознакомление учителей-предметников с расписанием выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования,  составом экзаменационных комиссий, графиком дежурства во  время  экзаменов

До 20.05.2024

Попко Т.П.

5

Заседание педагогического совета «О допуске учащихся IX класса к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования».

Май

Дубина Т.А., Попко Т.П.

6

Инструктивно-методическое совещание с ответственными за заполнение (выписку) документов об образовании

Май

Попко Т.П.

7

Проведение заседания педагогического совета, обсуждение результатов проведения итоговой аттестации учащихся, анализ результативности выпускных экзаменов в 2023/2024 учебном году

Июнь

 

Дубина Т.А.

Работа с учащимися

1

Консультации для учащихся «Как развивать уверенность в себе?», «Правила самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам».

Январь-май

Иваненко Л.А.

2

Знакомство учащихся с Правилами приёма в средние специальные учебные заведения

Апрель

Костюкевич И.К.

3

Организация тематического повторения при подготовке к экзаменам

Январь-май

 

Учителя-предметники

4

Классный час «О нормативном правовом обеспечении организации и проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования»

05.04.2024

 

Попко Т.П.

Костюкевич И.К.

5

Ознакомление учащихся с составом экзаменационных комиссий, расписанием выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования

До 20.05.2024

Попко Т.П. Костюкевич И.К.

Работа с родителями

1

Родительское собрание «О нормативном правовом обеспечении организации и проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на ступени общего среднего образования»

 

 

05.04.2024

Костюкевич И.К.

2

Ознакомление родителей учащихся с составом экзаменационных комиссий, расписанием выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования

До 20.05.2024

Попко Т.П. Костюкевич И.К.

3

Знакомство родителей с графиком консультаций по подготовке к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования.

Январь, май

Попко Т.П.  Костюкевич И.К.

свернуть

Расписание выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году

развернуть

Расписание консультаций по подготовке к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования

развернуть

Расписание консультаций по подготовке к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году с 27.05.2023 по 08.06.2024

развернуть

О перечнях наиболее востребованных экономикой специальностей

развернуть

О перечнях профильных классов (групп) профессиональной направленности и специальностей

развернуть

ПРАВИЛА проведения аттестации (Порядок проведения ЦЭ)

развернуть

Централизованный экзамен 2024

ПРАВИЛА проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

Президент подписал указ, корректирующий Правила приема лиц для получения высшего и среднего специального образования. Теперь у абитуриентов появляется еще больше возможностей.  

График ЦТ и ЦЭ

Меняются сроки регистрации на централизованное тестирование – с 9 по 22 апреля. Подходы для выпускников этого года и прошлых лет унифицированы, чтобы каждый находился в равных условиях, поэтому ЦЭ и ЦТ проведут в единые сроки. 27 мая пройдет первый экзамен по предмету на выбор – ЦЭ и ЦТ. 30 мая – ЦЭ и ЦТ по белорусскому или русскому языку, 3 июня – ЦТ для тех, кто планирует поступление в вузы.

Бонусы для одаренных и мотивированных

Медалисты

Абитуриенты, имеющие золотую (серебряную) медаль или диплом о среднем специальном или профессионально-техническом образовании с отличием, поступают без вступительных испытаний в региональные вузы. Им нужно будет сдать только ЦЭ за школьный курс.

А это значит, что уже сейчас можно в спокойном режиме выбирать желаемый университет и специальность. Единственное, они не смогут поступить на медицинские специальности, «международные отношения», «международное право», «правоведение», «экономическое право», «государственное управление и право», «востоковедение», а также направления, дисциплинами профильных испытаний которых являются «Творчество», «Физическая культура и спорт».

Что касается столичных учреждений высшего образования, то без экзаменов медалисты смогут поступать на наиболее востребованные экономикой специальности, перечень которых после утверждения будет опубликован на сайтах Министерства образования и вузов. Также расширяется перечень специальностей для поступления без вступительных испытаний для выпускников Национального детского технопарка при наличии рекомендации наблюдательного совета данного учреждения образования.

Целевики

Для абитуриентов-целевиков вводят нижний порог среднего балла аттестата не ниже 7. Но если вы поступаете на наиболее востребованные экономикой специальности, то все остается по-прежнему (ограничений по минимальному баллу аттестата нет).

Появляется возможность поступления абитуриентов на условиях целевой подготовки по конкурсу среди отдельных организаций-заказчиков, обеспечивших конкурс на место, если конкурс по специальности в целом не состоялся. Это значит, что добросовестные заказчики кадров в обязательном порядке будут обеспечены выпускниками-целевиками вне зависимости от того, как проведут профориентационную работу по подбору абитуриентов на условиях целевой подготовки другие организации.

Выпускники профильных классов

Правительство наделяется полномочиями на определение перечней профильных классов и специальностей, на которые могут поступать выпускники классов по собеседованию, без вступительных испытаний.

Расширяются возможности для поступления в специализированные вузы выпускников профильных классов военно-патриотической направленности и военно-патриотических клубов.

 

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЦЭ

  1. ЦЭ проводится только в аудиториях, позволяющих рассадить участников ЦЭ не более чем по 4 человека за столом при наличии проходов с обеих сторон либо по 2 человека за столом при подходе с одной стороны и (или) двух сторон.
  2. В пункте проведения ЦЭ создаются условия для пребывания участников ЦЭ, завершивших выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, сопровождающих педагогических работников.
  3. Доставку участников ЦЭ в пункт его проведения и обратно к учреждению общего среднего образования в случаях, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 47 Кодекса Республики Беларусь об образовании, их сопровождение обеспечивают структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до его начала, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и пропуск.

В дни проведения ЦЭ в соответствии с законодательством обеспечивается организация питания участников ЦЭ.

  1. Участников ЦЭ пропускают в пункт его проведения по спискам на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска.

В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается допуск такого участника ЦЭ в пункт проведения ЦЭ при условии нахождения в списках зарегистрированных для участия в ЦЭ. При этом такому участнику ЦЭ пропуск оформляется в пункте проведения ЦЭ.

Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.

Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

  1. Допуск и размещение участников ЦЭ в аудитории осуществляется двумя педагогическими работниками.
  2. В аудиторию проведения ЦЭ участники ЦЭ берут с собой ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, документ, удостоверяющий личность, пропуск.

Иные личные вещи, в том числе мобильные телефоны, средства аудио-, видео- и фотофиксации, участники ЦЭ оставляют до входа в аудиторию в специально выделенном для этого месте.

  1. Педагогический работник, находящийся у входа в аудиторию, пропускает участников ЦЭ по одному, сверяя данные списка участников ЦЭ в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность.
  2. Педагогический работник, находящийся непосредственно в аудитории, размещает участников ЦЭ в соответствии с жеребьевкой.

Жеребьевка мест для размещения в аудиториях участников ЦЭ проводится путем вытаскивания карточек с номерами. Если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, использующие экзаменационные работы на русском языке и белорусском языке, жеребьевка проводится отдельно.

  1. После размещения участников ЦЭ по местам педагогический работник доводит до их сведения основные требования, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, предъявляемые к участникам ЦЭ в ходе его проведения, предлагает им убедиться в отсутствии предметов, не разрешенных настоящей Инструкцией.
  2. Участники ЦЭ    обеспечивают    сохранность    экзаменационных    материалов с момента их получения до момента передачи педагогическим работникам в аудитории.
  3. Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, является время получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы.

В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (в том числе инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей).

Время начала и окончания работы над выполнением экзаменационной работы фиксируется на доске.

  1. Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения ЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории.

При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность.

Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов.

Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.

  1. Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:

o проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;

o    фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;

o    меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;

o    вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;

o    иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;

o    выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;

o    фотографировать экзаменационные материалы;

o    разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;

o    произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.

  1. Участники ЦЭ, нарушающие требования прохождения ЦЭ, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, удаляются из аудитории.

В случае удаления участника ЦЭ из аудитории его бланк ответов погашается путем перечеркивания по диагоналям, информация об удалении из аудитории (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, удаленный из аудитории в соответствии с частью первой настоящего пункта, может пройти ЦЭ в иной срок в августе текущего года. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в иной срок в августе текущего года осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.

  1. Ответственный педагогический работник информирует участников ЦЭ за 15 и 5 минут об окончании времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы.
  2. По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участники ЦЭ сдают экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.
  3. Участники ЦЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, могут покинуть аудиторию. Педагогическому работнику необходимо принять у них все экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.

Принимая экзаменационные материалы, педагогический работник сверяет соответствие данных участника ЦЭ, указанных в области регистрации бланка ответов, данным документа, удостоверяющего личность, а также соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.

Принятые     экзаменационные     материалы    пересчитываются     и запечатываются в пакеты согласно требованиям настоящей Инструкции и вместе с протоколом проведения ЦЭ в аудитории передаются организационной комиссии.

  1. На основании представленных протоколов проведения ЦЭ в аудитории организационной комиссией оформляется протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.
  2. В случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведении ЦЭ участник ЦЭ освобождается от участия в нем. Бланк ответов погашается путем перечеркивания, информация об освобождении (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, освобожденный от участия в ЦЭ в соответствии с частью первой настоящего пункта, проходит ЦЭ в резервный день или иной срок. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в резервный день или иной срок осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.

 

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

  1. Внесение информации в бланк ответов участниками ЦЭ производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое поле заполняется начиная с первой клетки. Оставшиеся клетки поля не заполняются.

Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы.

Подпись участника ЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии.

  1. Бланк ответов состоит из области регистрации и области ответов.
  2. В области регистрации бланка ответов расположены:

поля, заполняемые по указанию педагогического работника в аудитории:

«Код пункта проведения ЦЭ» –указывается код пункта проведения ЦЭ в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Корпус» – указывается номер корпуса пункта проведения ЦЭ, в котором участник ЦЭ проходит ЦЭ;

«Номер аудитории» –указывается номер аудитории пункта проведения ЦЭ, в которой участник ЦЭ проходит ЦЭ;

«Код предмета» – указывается код учебного предмета в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Название предмета» – указывается название учебного предмета, по которому проводится ЦЭ;

поля, самостоятельно заполняемые участниками ЦЭ:

«Фамилия» – указывается фамилия согласно документу, удостоверяющему личность;

«Собственное имя» – указывается собственное имя из документа, удостоверяющего личность;

«Отчество» – указывается отчество, если таковое имеется, из документа, удостоверяющего личность;

«Серия» – указывается серия документа (при наличии), удостоверяющего личность;

«Номер» – указывается номер документа, удостоверяющего личность;

«Дата» – указывается дата проведения ЦЭ;

«Подпись» – участник ЦЭ ставит свою подпись, удостоверившись в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) участника ЦЭ, которые являются двойными, имеют составные части или служебные слова, записываются в точном соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность.

Область регистрации бланка ответов заполняется участником ЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в ЦЭ.

  1. Область ответов состоит из двух частей:

часть «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов;

часть «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа.

  1. Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров экзаменационных заданий. Под каждым номером экзаменационного задания расположен вертикальный столбец из пяти клеток для обозначения выбранного ответа меткой.

Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.

Для внесения ответа участник ЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа.

Отмена ошибочной метки производится в поле отмены ошибочных меток. В одном задании можно отменить несколько ошибочных меток. Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо:

отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа;

поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания.

  1. Ответы на задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на экзаменационные задания.

Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записываются в отдельную клетку.

Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела, дефиса или другого разделительного знака. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью.

Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), определяемых условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.

Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

Отмена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа производится в соответствующем поле. Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.

Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.

 

 

свернуть

Шкала перевода отметок для аттестатов

развернуть
Оцениваются знания на централизованном экзамене по 100-балльной шкале. Полученный на ЦЭ балл будет учитываться также при выставлении отметки в аттестат – для этого его переведут в 10-балльную систему. Шкала перевода выглядит так:
hkla-2

Открытый банк тестовых материалов

Тестовые материалы открытого банка по русскому языку, белорусскому языку и математике соответствуют требованиям программ вступительных испытаний разных лет.
свернуть