Единый информационно-образовательный ресурс, его назначение, возможности использования в процессе обучения предметов естественно - математического цикла
Главной задачей информатизации учебного процесса на сегодняшний день остается формирование практических навыков учащихся, способных к самостоятельному анализу обширных текстовых и числовых массивов. Умение находить и воссоздавать причинно-следственные связи, производить необходимые вычисления, осваивать нужную информацию – все это становиться целью современного школьного образования.
В 2020 году по поручению Министерства образования Республики Беларусь началась разработка единого информационно-образовательного ресурса для учебно-методического обеспечения общего среднего образования.
Данный ресурс представляет собой новый компонент учебно-методического обеспечения общего среднего образования и не будет подменять ни традиционные компоненты учебно-методических комплексов по учебным предметам, такие как учебник, рабочая тетрадь, пособие для учителя, ни реальный учебный процесс в школе. Его назначение — дополнить процесс изучения учебных предметов, помочь учащимся, которые по каким-либо причинам временно не могут посещать учреждение образования или нуждаются в дополнительном объяснении учебного материала при выполнении домашних заданий.
Учебно-методические материалы, размещаемые на ресурсе, будут полезны учащимся и педагогам. Учебный материал в видеофрагментах хорошо структурирован и визуализирован. С 01.09.2020 педагоги смогли использовать образовательный контент ресурса в качестве методических, дидактических материалов, как средство реализации различных образовательных технологий. Предложенные тестовые задания позволят ученикам проверить свои знания. По мере наполнения ресурс станет своеобразной копилкой методических приёмов и средств обучения учебному предмету. С этой точки зрения он будет интересен и молодым учителям, и педагогам со стажем работы, и студентам педагогических вузов.
При этом следует отметить, что использование ресурса не является обязательным. Одним из элементов разрабатываемого информационно-образовательного ресурса является библиотека учебных материалов. Она структурирована по учебным предметам, классам, темам учебной программы и в полной мере соответствует требованиям образовательных стандартов и учебных программ по предметам, утверждённых Министерством образования Республики Беларусь.
По каждой теме на ресурсе размещены: перечень знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся; видеоролик с объяснением нового учебного материала; тестовые задания для самопроверки обучающимися результатов усвоения темы. В каждой теме указан номер соответствующего параграфа учебного пособия по учебному предмету. Ресурс, как говорилось выше, не отменяет работу с учебником. Например, при объяснении учебного материала педагоги часто предлагают поставить видеоролик на паузу и выполнить то или иное задание из учебного пособия. Предлагаемые на ресурсе тестовые задания не предполагают выставления отметки, их назначение — самопроверка учащимся усвоения учебного материала. Дополнительный контент, который планируется разместить на ресурсе, например, интерактивные задания, карты, электронные образовательные ресурсы, будут предназначены для закрепления и расширения знаний, развития и совершенствования умений и навыков по изучаемой теме.
В настоящее время для всех классов продолжают разрабатываться видеофрагменты с объяснением нового учебного материала и тестовые задания. На ресурсе они размещены с 1 сентября 2021 года.
Организация работы с ресурсом
С 1 января 2021 года информационнообразовательный ресурс работает в тестовом режиме. В настоящее время размещён контент для использования в третьей четверти текущего учебного года.
К ресурсу предоставлен доступ всем желающим. Каждый может оставить свои предложения и замечания на инфолинии национального образовательного портала (adu.by).
Несомненно, информационно-образовательный ресурс будет совершенствоваться как в техническом, так и в содержательном аспекте. Библиотека учебных материалов будет постепенно пополняться новыми материалами, в том числе разработанными педагогами сценариями уроков, электронными образовательными ресурсами и др.
Рассмотрим возможности применения ЭОР на каждом этапе урока.
Этап урока |
Применение ЭОР |
Формы работы |
Организация начала учебного занятия, проверка выполнения домашнего задания |
Выполнение разминочных или контрольных тестовых заданий. Использование тренажеров. Выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций. Электронные домашние задания |
Индивидуальная, фронтальная, групповая |
Усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания |
Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала. Слайд - сопровождение урока. Урок-презентация. Учебный проект. Творческое задание. Демонстрация видеофильма |
Индивидуальная, фронтальная, групповая |
Закрепление знаний и способов действий |
Выполнение тестовых заданий. Творческое оформление темы. Мини-исследование |
Индивидуальная, групповая |
Обобщение и систематизация знаний |
Электронное творческое задание (создание презентации, вебстраницы). Подготовка доклада, сообщения, реферата. Исследовательский проект |
Индивидуальная, групповая |
Контроль и самопроверка знаний |
Исследовательский проект. Контрольное тестирование. Творческие задания |
Индивидуальная |
При планировании учебного занятия с применением электронных образовательных ресурсов необходимо соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяется педагогическая цель применения ЭОР в учебном процессе;
- уточняется, где и когда будут использоваться ЭОР;
- согласовывается выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитывается специфика учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
- происходит закрепление и контроль знаний, умений и навыков учащихся.
Рассмотрим отдельные формы применения электронных образовательных ресурсов на учебных занятиях естественно – математического цикла.
Цветные рисунки и фото - учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к практическим задачам.
Слайд-шоу - сменяющиеся иллюстрации (схемы, рисунки) с дикторским сопровождением - придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.
Видеофрагменты - выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.).
3d рисунки и модели. Особенно актуально их применение на уроках геометрии. Создание пространственного рисунка с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент.
Анимации короткие (упрощённые) - «ожившие картинки», показывающие короткую динамику процесса. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора или быть интуитивно ясными в силу понятности содержания первого кадра и названия объекта.
Анимации сюжетные - аналоги традиционных фрагментов «мультфильмов», включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов сложения суммы углов треугольника, рассмотрение объемных геометрических тел со всех сторон.
Интерактивные модели - анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для построения сечений (когда фрагменты могут «оживать» в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей).
Интерактивные рисунки - упрощённый вариант интерактивных моделей при подведении курсора к такому рисунку отдельный объект или часть объекта выделяется подсвечиванием или изменением цвета, и всплывает его название.
Вспомогательный материал - справочные и обобщающие таблицы, карты, определения величин, формулы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока в компьютерном классе.
Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты.
Задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры - анализ числа или слова (словосочетания), введённого в специальное поле, в настоящее время также доступен большинству обучающих программ.
Тематические подборки заданий - реализуют техническую возможность сборки объектов по их характеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания групп заданий, рассчитанных на достижение педагогических целей за счёт определённой последовательности их выполнения, привязки ко времени занятия, данной программе, выбранному учебнику.
Задания с использованием фото-, видеофрагментов и анимации - такие задания переводят фото-, видео- и анимационные объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов.
Задания с реакцией на ответ - появление на экране «реакций» на правильный и неправильный ответ повышает обучающий эффект выполнения заданий за счёт придания ему эмоциональной окраски.
Интерактивные задания - задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа.
Вспомогательный материал - справочные и обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления - если учащийся обращается к ним при выполнении заданий или ликвидации пробелов в знаниях.
Сейчас образовательные учреждения имеют доступ к Интернету и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе.
Можно рассматривать следующие варианты использования ЭОР в образовательном процессе:
- урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется не только учитель в качестве «электронной доски» (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), но и ученики для защиты проектов;
- урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;
- урок, интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе и преследует следующие задачи: во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; во - вторых, изучить возможности различных компьютерных программ;
- работа с электронным учебником (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами.
Для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и технологий.
В помощь педагогам области размещаются материалы на сайте МГОИРО (www.mogileviro.by), сайте Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by), Национальном образовательном портале (http://www.adu.by).
Образовательный ресурс дополнит процесс изучения учебных предметов, станет методической поддержкой для обучения тех учащихся, которые по каким-либо причинам временно не могут посещать учреждение образования либо нуждаются в дополнительном разъяснении учебного материала при выполнении домашних заданий.
Единый информационно-образовательный ресурс для учреждений общего среднего образования имеет высокий уровень защиты информации.
Все компоненты платформы - это будут вебприложения, которые функционируют в основных браузерах - Internet Explorer, Mozilla Firefox и так далее.